Такси — один из самых популярных и удобных способов передвижения в современном мире. В России история такси насчитывает более века До появления массового количества автомобилей в Российской империи существовали аналоги такси – наемные извозчики. Примерно в конце XIX века извозом занимались лошади. Они хорошо справлялись, но возникли проблемы. Каждый день лошади заполняли улицы тоннами навоза. Фермеры не использовали его как удобрение т.к. он смешивался с городской грязью. Данная проблема существовала во всех крупных городах по всему миру. А Москва занимала первое место по количеству лошадей.
Первое такси в России появилось в 1906 году, в городе Алма-Ата. На тот момент город назывался: Верный. Машину в город привез киргиз Бабахан Нурмухаммедбаев и начал заниматься частным извозом. А по Москве первое такси проехало только в 1907 году. О чем свидетельствует новость в газете «Голос Москвы» После того, как автомобили оборудовали таксометрами - машинный извоз стал актуальным видом транспорта. Первые таксисты считались обеспеченными людьми и зарабатывали в среднем по 150 рублей в месяц. Уже в 1910 г. стали появляться компании, которые поставили таксомоторное предприятие на поток, и предлагающие своим клиентам поездки на автомобилях: Ford. Во всех автомобилях уже были счетчики-таксометры, изобретенные в 1891 Вильгельмом Брюсом в Германии. Так как ниша активно развивалась, появлялось все больше таксомоторных предприятий. В Санкт-Петербурге конкурирующие компании красили свои авто в определенные цвета. Так появились неформальные названия таксопарков: «белые таксомоторы», «красные таксомоторы», «зеленые» и т. д. В 1911 году начали выходить правила, регулирующие отрасль. Был введён обязательный техосмотр. В 1913 году в Москве на линии работало уже 217 машин.
А с наступлением первой мировой войны в 1914 г. все Московские таксомоторы были национализированы и изъяты у владельцев. Так же, большая часть водителей и автомобилей были мобилизованы и отправлены на фронт для военных нужд. Однако женщины заменили водителей-мужчин и стали работать в такси. После революции 1917 года и гражданской войны развитие автомобильного парка было приостановлено, однако в 1920–1930-х годах правительство уже начало активно внедрять автотранспорт в городскую инфраструктуру. Были созданы государственные службы такси, обслуживающие столицы и крупные города. Моссовет принял решение о закупке 200 автомобилей, которые уже с 21 июня 1925 года начали курсировать по городу. Вдоль кузова каждого автомобиля проходила желтая полоса, для обозначения перевозки. В 1930х. годах ключевым фактором развития стало создание единой диспетчерской системы, которая обеспечивала вызов и распределение машин. В этот период такси становилось более доступным для широкой публики, но оставалось в основном под контролем государства. В 1934 году в Москве заработала первая диспетчерская служба, состоящая из трёх человек. Такси можно было заказать по телефону. Стоила такая услуга два рубля. А к концу года было открыто уже четыре таксопарка. В 1948 году на службу в таксопарки выходит ГАЗ-М20 «Победа». Именно на этих автомобилях впервые появляются известные нам всем «шашечки» по бортам, а также зелёный огонёк, сигнализирующий о том, что такси в данный момент свободно. С 1957 года «шашечки» стали наносить не на весь бок, а только на передние двери, разделяясь посередине большой буквой «Т». В конце 60-х, Моссовет предписал все крыши автомобилей такси красить в красно-оранжевый цвет. В народе эта расцветка получила название «Красная Шапочка».
После- распад Советского Союза и переход к рыночной экономике в 1990-х годах значительно изменили структуру таксомоторных перевозок. Появились частные компании, которые стали таксопарками нового времени, конкуренция стала стимулировать снижение цен. Затем со временем ушли таксометры, которые потеряли актуальность из-за пробок – стоимость теперь формировалась по времени поездки. В это время начали появляться первые «частники» — индивидуальные предприниматели, использующие личные автомобили для перевозки пассажиров. В 2000-х годах на рынок вышли крупные частные службы такси, такие как «Яндекс.Такси» , «Uber», а позже — и другие сервисы.
Сегодня такси в России — это высокотехнологичные сервисы, основанные на мобильных приложениях и цифровых платформах. Пользователи могут заказать машину с помощью смартфона, выбрать класс автомобиля, просмотреть маршрут и оплатить услуги онлайн. История развития такси в России — это история внедрения новых технологий, изменения общественных привычек и развития инфраструктуры. От лошадей и извозчиков до мобильных приложений — путь был долгим и насыщенным, отражая социально-экономические преобразования страны. Сегодня такси — неотъемлемая часть городской жизни, и его развитие продолжается в ногу с технологическими инновациями.